На главную / МЛМ Бизнес / История развития сетевого маркетинга в России
История развития сетевого маркетинга в России

История развития сетевого маркетинга в России

История развития сетевого маркетинга в РоссииМеня часто спрашивают про История развития сетевого маркетинга в России. Особенно новички, которые раньше даже не слышали про сетевой маркетинг. Или сетевики, которые интересовались развитием сетевого бизнеса в России и не могли найти точной информации. Я решил описать историю млм в нашей стране, разбив ее на несколько этапов.

Этапы развития сетевого бизнеса в России

Я буду условно говорить о 4 этапах развития сетевого маркетинга в России.

1 Этап: от первой банки «Гербалайфа» до середины 90-х

Чем же он характеризовался этот бизнес? Это, прежде всего, небольшое количество сетевых компаний (прядка 5 — 6 компаний и то, зарубежного происхождения). Такие как Neways, Enrich — которые распространяли БАДы, косметику. Следующая характеристика — ни кто не знал, что это за бизнес и как им заниматься. Если быть точным, то стиль работы просто копировался со стиля работы американских и израильских сетевых компаний.

Это был достаточно агрессивный стиль. Собирались большие залы, выходил какой либо лидер сетевой компании и произносил пламенную речь. О том, что появился суперпродукт, с помощью которого можно решить абсолютно все проблемы со здоровьем.

Этапы развития сетевого бизнеса в России

И появился соответственно суперметод зарабатывания больших денег (а короче — метод быстрого решения проблем, но уже не со здоровьем, а финансовых). Залы собирались очень большие, люди приходили очень харизматичные, произносили пламенные речи. Мало представляя себе, что они продают и чем это закончится.

Метод работы состоял в следующем:

Лидер, брал в офисе пачку контрактов, ехал в другой город, где у него были знакомые. Обклеивал весь город объявлениями, собирал залы и мотивировал людей. Кто то подписывался, кто то, естественно уходил.

Выбирал лидеров, заключал договоренность о способах и сроках доставки товара и способах связи и ехал в другой город. Акцент на обучение не ставился, задача состояла в том, чтобы «застолбить» как можно больше участков рынка.

Две мысли, сопровождавшие сетевиков в те времена:
1. Ну, наконец, то, Нам выпал шанс разбогатеть быстро.
2. Нужно сделать этот бизнес как можно быстрее, потому, что это скоро «прикроют». Действительно, тогда многие не верили, что в нашей стране может прижиться этот непонятный бизнес под названием Multi-level marketing (MLM).

Вот тогда и сформировался своеобразный психотип «сетевика — кочевника». Но, шло время, первый порыв этих самых «кочевников» несколько ослаб и наступил следующий этап в истории развития сетевого маркетинга в России.

2 Этап: c середины 90-х до 2000 года

Что же поменялось? Сформировалось целое поколение Российских профессионалов-сетевиков. Это люди, которые вышли из Гербалайфа, прошли другие сетевые компании. Они поняли, что этот бизнес действительно существует. Таким образом, этому поколению стало очевидно, что сетевому маркетингу присуще большое количество мифов и это видно не вооруженным глазом.

Миф первый — заключался в том, что в сетевом маркетинге можно очень быстро разбогатеть, не прикладывая к этому ни каких усилий. Да, на бумаге оно так и было, но не в жизни. Но с другой стороны стало понятно, что этот бизнес — абсолютно нормальное экономическое явление.

Действительно, если очистить сетевой маркетинг ох всех мифов, то станет ясно, что это всего-навсего альтернативный метод продажи товаров и предоставления услуг. Это с экономической точки зрения.

В этом бизнесе, как в бизнесе, действительно, можно очень много зарабатывать. Деньги здесь не достаются как в фокусах (из черного ящика или шляпы). Понятен механизм зарабатывания этих денег.

И стало очевидно, что большие деньги можно заработать в одном единственном случае. Если делать акцент не только на привлечение людей, а на удержание и обучение. Основные деньги идут от хорошо обученных, грамотных, лояльных консультантов, которые стабильно работают.

Удержание и обучение сетевиков в РФ

Второй миф, от которого начали избавляться в этот период — о том, что сетевой маркетинг бизнес для всех.
Стало ясно, что не все смогут добиться здесь успеха и более того, не всем этот бизнес нужен. Стало понятно, что помимо желания, в этом бизнесе нужно обладать дополнительными качествами и профессиональными навыками.

На этом этапе начали появляться Российские сетевые компании. Во главе этих компаний чаще всего вставали лидеры, которые преуспели на первом этапе развития сетевого бизнеса.

А некоторые Российские Лидеры — стали занимать ТОПовые позиции в мировых сетевых компаниях. Пример, лидеры ОрифлэймТамилла Полежаева и Анна Ахумьян.

И как итог этого этапа, стало ясно, что сетевой маркетинг, его Российская модель, прижилась в нашей стране. Что он удивительно  встроился в наш менталитет. В наши политические, социальные, культурные особенности. Этот бизнес будет жить, и относиться к нему нужно профессионально.

Нашел архивное фото 1997 года — я на тренинге Керка Ректора в Москве. Лена — тогда еще не была его женой и фамилия у нее была другая 🙂

Керк и Елена Ректор

3 Этап развития сетевого бизнеса 2000-2009 гг

Что же здесь отличного от прошлых этапов? Этим бизнесом начали интересоваться Российские производители. Стало очевидно, что Российский рынок достиг такого уровня. Когда просто прийти со своим продуктом на рынок и занять там соответствующую нишу стало очень и очень сложно. Вот тут то и появляется потребность в сетевом маркетинге. Способ продвижения товара при котором не требует большого количества финансовых вложений.

И еще одна особенность, довольно значимая. На наш рынок стали заходить так называемые «мейджеры» — легенды сетевого бизнеса из США. Многие известные и авторитетные сетевые компании мира стали осваивать наш рынок, понимая, что если еще чуть-чуть протянуть, то можно и не успеть. А это уже показатель того, что Российский рынок сетевой индустрии признан в мире.

И, наконец, сам факт, что Российские сетевые компании, образованные в 90-х годах, окрепли, выросли и разрослись в могучие корпорации. Говорит о том, что у сетевого маркетинга есть привлекательное будущее. И, еще одна особенность этого этапа — на Российский рынок приходят Китайские компании со своими бинарными планами. Много бинарных интернет сетевых компаний появлялось, как грибы после дождя.

4 Этап развития сетевого маркетинга 2009 — по н.в.

Примерно в этот период многие сетевики начали активно включаться в развитие сетевого маркетинга через интернет. При чем, в основной своей массе не понимая, как это делать. Применяя оффлайн технологии ( которые в онлайн — расцениваются, как СПАМ). И пытаясь тут рекрутировать «все что имеет аккаунт в соц. сети».

Но и есть хорошая тенденция — это появление нового уровня сетевиков, работающих профессионально и корректно. Применяющих современные технологии и программное обеспечение. Владеющие знаниями эффективного он-лайн маркетинга и коммуникаций.

И появляется термин «Сетевой Маркетинг 2.0.» — означающий следующий уровень многоуровнего маркетинга в России. По моему мнению ввел его Дмитрий Смакотин, первым начав профессионально двигать млм через интернет. И показал стиль жизни Сетевика 2.0.

Сетевой Маркетинг 2.0.

Главный вывод из всего сказанного — сетевой маркетинг в России выжил, живет и будет жить. Отвлекает только вопрос: отношение к этому бизнесу в нашем обществе не самое радужное.

Причины тому:

  • чересчур агрессивный метод распространения этого бизнеса на первом этапе развития;
  • все новое, прогрессивное подвергается негативу везде — это закон.

История развития сетевого маркетинга в России — три фазы

В завершении статьи уместно вспомнить слова классика сетевого бизнеса Джона Каленча: «Все великие возможности, и сетевой маркетинг не является исключением, проходят три фазы своего развития.

  1. На первой фазе все смеются, говорят, что это не бизнес, а ерунда. Не стоит даже говорить о нем всерьез.
  2. На второй фазе уже не высмеивают, а противостоят. Появляются статьи в газетах, программы на телевидении. Авторы которых на полном серьезе утверждают. Что сетевой маркетинг ни когда работать не будет, потому, что не будет работать ни когда.
  3. И наконец, наступает третья фаза. Когда окружающие признают, что это явление существует, и хотят к нему присоединиться.

Так вот, только 3% населения готовы участвовать в этой великой возможности на первой и второй фазах, а 97% — ждут наступления третьей».

Закон о сетевом маркетинге в России

Специального закона о сетевом маркетинге в РФ — не существует. Этот вид деятельности вполне попадает под — предпринимательство. Либо вы Предприниматель Без Образованию Юридического Лица. Либо вы Самозанятый — это еще более упрощенный вариант. Требующий просто скачать приложение на телефон и через него платить налоги.

Статья получилась довольно объемная (хотя я указал, только самый минимум из того. что происходило в России и что я наблюдал за свои 20 лет в сетевом маркетинге). Так же использовал материал из конспекта с семинара Александра Синамати. Я уверен, что вам тоже есть что добавить по этому поводу! Делитесь статьей в соц сетях со своими комментариями к ней!